Художники 20 века. Биографии, описания картин

 

20 век

Несмотря на изменчивую и противоречивую обстановку в России, которая коснулась художников 20 века, они внесли свой неповторимый отпечаток в историю русского и в последствии советского изобразительного искусства. В первые 3 десятка лет начала столетия многие живописцы с азартом пытались создать что-то необычное и новое, каждый творец стремился внести свою уникальную лепту в развитие своего творчества. В это время набирает популярность беспредметная живопись, иногда в скушных и не совсем понятных простому обывателю красках Малевича и Кандинского.

В начале 1920-х годов на смену различным экспериментам и смелым композиционным и дизайнерским решениям приходит конструктивизм. Приветствуется практичность в дизайне и революционный реализм в живописи во благо нового веяния - социализма. Не смотря на бурную пропаганду поиск новизны продолжался, как и раньше, многие экспериментируют, но есть чувство тревоги, это на долго. Некоторые (в их рядах Серебрякова) все еще выезжают за рубеж. Еще 10 лет они смогут воплощать (или хотя бы пытаться) в своих полотнах собственные идеи и начинания. Продолжение...


Пластов Аркадий Александрович Пластов Аркадий Александрович, биография и творчество(1893–1972) За многолетнее творчество им написано множество произведений из них выделяются полотна Сенокос, и Жатва. Ужин трактористов, Первый снег, Летом , Саня Маликов и другие. Его биографическое творчество было тесно связано с описанием жизни простого народа в истории советского искусства. По советским временам это была очень популярная тематика, восхвалявшие пролетарский дух простого народа. Работы Пластова пронизаны любовью к природе, он с глубоким уважением относился к простому быту крестьян и уважаем ими.
Решетников Федор ПавловичРешетников Федор Павлович  (1906–1988) Известный русский живописец времен СССР. В его творчестве очень популярные работы: Прибыл на каникулы, Опять двойка, За мир, Мальчишки, Достали языка и много других работ. Работал в жанре социалистического реализма, и является одним из самых известных его представителей. Решетников по своему убеждению всегда был ярким приверженцом социалистического реализма, в этом направлении ему по нраву была сатира, поэтому к другим стилям работы он был прохладен. Будучи сам в некотором роде критиком он в 1960 году создает полотно «Тайны абстракционизма» , воодушевленный этим произведением он дополнительно еще написал и книгу.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова, (1884-1967) В ее творческой биографии заметны такие работы Как: автопортрет «За туалетом», Дети За обедом, она любит писать деревенских женщин одна из работ «Беление холста», Крестьяне на обеде, Балерины в уборной и др. Без сомнения, Серебрякова относится к плеяде ярчайших реалистов XX века. Сюжеты для своих произведений и творческое вдохновение приходили к ней из самой жизни. Она словно одинокий остров в океане, была омыта разными течениями: символизма, «Мира искусства», импрессионизма, кубизма.
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) Один из самых ярких мастеров и широко прославился своим творчеством. Самые известные работы Масленица 1916, 1919 и 1920 г., Купец, считающий деньги. Сирень 1906, с пролетарским духом произведение Большевик. писал портреты, собственно с них он и начал свое творчество. Портрет Шаляпина Ф. И. 1921, Портрет супруги Ю.Кустодиевой, 1903. г. ., Нотгафт Р.И. 1909 г. Очень любил отображать на своих полотнах русские праздники. Его полотна, прямо таки, с разящим цветом и колоритом. Здесь вам и русская цветастая ярмарка с русскими бабами укрытых разномастными женскими платками и разодетыми крестьянами мужиками.
Юон Константин ФедоровичЮон Константин Федорович (1875-1958) Его самые заметные работы: Волшебница Зима, Мартовское солнце, Русская зима, Лигачево, Весенний солнечный день, Конец зимы. Полдень и др. В модной теме на то время, в творчестве Юона есть и необычные полотна одно из них это Новая планета Жанры творчества Юона распространялись в различных областях искусства. Создавал тематические работы, писал множество портретов известных личностей и современников. Но призвание Юона всегда был на первом месте пейзажная тема, склонный к импрессионизму Юон придерживался к традиционному реалистическому стилю письма.
Яблонская Татьяна НиловнаЯблонская Татьяна Ниловна  (1917-2005) Она является ярким представителем изобразительного искусства XX столетия. Самые заметные ее произведения: Перед стартом. 1947 , Хлеб. 1959 г., Утро. 1954 г. и много других. Как и большинство ее коллег, она соответственно много работает в жанре социалистического реализма, но также пишет портреты, пейзажи, и натюрморты. Яблонская – одна из немногих представителей соцреализма, эти шедевры были признаны не только отечественными, но и мировыми критиками. Не смотря на состояние здоровья к концу жизни Татьяна Ниловна продолжала заниматься творчеством.
Крымов Николай Петрович Крымов Николай Петрович (1884-1958) Из заметных полотен Крымова: Летний день, Зимний вечер, Раннее утро, Ветреный день. Бык. Новый трактир и другие. Помимо масляных пейзажей Николай Крымов увлекался графикой, оформлял театральные декорации. Творчество этого замечательного мастера связано с развивающимся в непростое советское время пейзажной живописью. «Ученик превзошел своего учителя» - именно так можно сказать про Николая Петровича Крымова, который первые в жизни уроки живописи получил от своего отца, так и не заслуживший известности у широкой публики. Его же сын, напротив, прославился как один из самых знаменитых пейзажистов двадцатого века.
Грабарь Игорь Эммануилович Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960) В живописной сфере засветился такими работами, как: "Грачиные гнезда", «Белая зима», "Мартовский снег" и "Февральская лазурь", "Зимнее утро", "Ясный осенний вечер. Создавал композиции с Лениным «Крестьяне-ходоки у Ленина», и много других работ.- видный русский живописец, в своей творческой биографии всегда был верен стилям импрессионизма. Вклад Грабаря в искусстве очень разносторонен и плодотворен, наверное трудно найти такого человека его времени, который бы отдавал себя во благо русского и советского искусства. Работал педагогом, архитектором, писателем, возглавлял музеи и реставрации картин. Награжден орденами Ленина, трудового Красного знамени и другими наградами.
Григорьев Сергей Алексеевич, краткая биография и творчествоГригорьев Сергей Алексеевич (1910-1988)   Из самых заметных его работ выделяются произведения 1947 г. На собрании, 1949 Прием в комсомол, 1949 г. Вратарь, 1950 г. Обсуждение двойки и картина написанная в 1954 г. Вернулся. Заслуженный академик академии художеств Советского союза и Украины. За свои заслуги награжден двумя Сталинскими премиями второй степени, член коммунистической партии с 1941 года. Он оставил для всеобщего наследия множество работ хранящиеся во многих музеях Россиии, Украины а также в болгарии и в Японии.
Тутунов Сергей Андреевич (1925-1998) C реди его работ выделяется произведение Зима пришла. Детство, созданная 1960 которой заинтересовалось руководство Третьяковской галереи, и картина была куплена и размещена в залах Третьяковки. Советский живописец родился в Москве 1925 году в семье обрусевших армян, окончил художественное образование в Московской художественной школе (1939-1945 г.) , позднее в Москве (1945-1951 г.) обучался живописной грамоте в Суриковском институте, его учителем был Покаржевский П. Д. Начиная с 1953 года активно участвует в различных художественных выставках.
Рылов Аркадий Александрович. (1870-1939) Автор живописных и зрелищных пейзажей. Вошел в историю изобразительного искусства отмеченный его знаменитыми пейзажами "В голубом просторе" и "Зеленый шум". Рылов в своем творчестве занимался преимущественно пейзажами отражающими романтический стиль олицетворяющий образ родных русских окрестностей. В период становления советского строя он поддержал революцию 1917 года, в своих произведениях шел в ногу со временем, демонстрируя в своих работах преобразовательную деятельность советских людей: 1934 г. "Ленин в разливе", "Трактор на лесных работах". В 1935 году советское руководство присвоило звание заслуженного деятеля искусств Российской советской федерации.
Попов Игорь Александрович (1927-1999) Очень любил тематику городской жизни с ее жителями и отражал эти композиции в своих полотнах: "Рыбаки Галича", "Базарный день", "Первый снег", "Наш двор", "У Киевского вокзала" и другие. Окончил Суриковский институт в 1951 году, ученик Герасимова С. Народный художник РСФСР, Являлся руководителем союза художников РСФСР. Творчество Попова связано в основном с пейзхажной живиписью, также он обращался к жанровым композициям и писал портреты. Его работы отражают глубокое восприятие жизненного пути и проникнуты поэтичным замыслом и характерным почерком восприятия русской природы северных окраин.
Герасимов Сергей Васильевич (1885—1964)Герасимов написал много работ на тему народного бытия,одной из самых заметных является (Церковь Покрова на Нерли 1953), (У телеги, 1906), (Свадебные в трактире", 1909), (Можайские ряды", 1908), драматические сюжеты (Клятва сибирских партизан 1933), (Мать партизана 1947), часто писал портреты и пейзажи (Зима 1939), (Весеннее утро 1953), графические рисунки (Фронтовик 1926), (Колхозный сторож 1933) и много других работ. Талантливый советский живописец и педагог, ученик Коровина К. А. и Иванова С. В. Начинал свое творчество с акварельных работ основанной на особой колористической гамме, способствующей дальнейшему его развитию .

Уже на исходе 1920-х г. любое проявление самовыражения запретят. Авангардистов начинают вытеснять из творческой жизни, а несогласных поддают репрессиям. Теперь каждое полотно должно пропагандировать коммунизм и советскую идеологию, зарождается новоиспеченный жанр – социалистический реализм. Многим мастерам от искусства приходилось забывать прошлую свободную жизнь и существовать в нелицеприятных условиях такого непростого времени, то есть, трудиться во славу социализма, создавая полотна о обычной жизни трудового пролетариата и колхозников.

 

В 1932 году создается Союз художников, а искусство разделяется на официальное и неофициальное. Каждый деятель этого направления, если он хочет иметь возможность выставить свои работы, обязательно должен писать именно в жанре соцреализма. Остальные жанры просто запрещены, их представители не принимаются в «Союз», а работы не допускаются ни к одной выставке. Фамилии «неугодных» нигде не числятся, власть делает все, чтобы вычеркнуть их из мира искусства. Фактически, у живописцев остается три пути: примкнуть к власти и начать рисовать и писать про необходимую социдеологию, продолжить творить, и перебиваться неофициальными выставками; или, попытаться найти компромисс.

 

Некоторые пытаются продолжить эксперименты, но просто не выдерживают давления. «Официальные» художники вытесняют представителей других жанров, они пользуются привилегиями «Союза», и неплохо зарабатывают на жизнь. Представителям же неофициальных жанров приходится подрабатывать росписью, рисовать иллюстрации, или тратить свой талант, как оформитель, на оформление залов, писать революционные плакаты. Худшего для творческой личности не придумаешь. Имена большинства «борцов» даже не сохранились до нашего времени.

 

Появляются и яркие представители соцреализма, которые работают в жанре не по принуждению, а по идейным соображениям. Такие как, Сергей Герасимов и Татьяна Яблонская посвящают себя работе, которая позволяет им заработать и прославиться. А Федор Решетников не только поддерживает социальный реализм, а жестко критикует и даже высмеивает представителей других жанров (в особенности, картиной «Тайны абстракционизма»).Очень примечательны работы Врубеля, который в своих сюжетах часто обращался к мифическим историям («Демон поверженный», «Шестикрылый серафим»). Этот период искусствоведы называют «серебряным веком» русской культуры.

 

Большинство живописцев находит компромисс: они входят в Союз художников, время от времени пишут портреты известных личностей, рисуют тематические полотна или заказные сценарии, но свободное время посвящают нейтральным темам. Среди таких личностей Василий Бакшеев, Борис Кустодиев, Константин Юон. Ярким примером можно считать Аркадия Пластова. Даже после смерти его считают официальным художником, но темой большинства его работ остаются сельские пейзажи, жизнь колхозников и простых людей.

 

Мнение искусствоведов касательно «советского» периода довольно неоднозначно. Одни критикуют живописцев за слепое прославление коммунизма и его вождей, ну потому что, сегодня это можно, да и не опасно. Другие с пониманием пытаются оправдать творцов, у которых просто не было выбора, а третьи называют истинными шедеврами редкие уцелевшие работы подпольных деятелей, из которых сохранились только единицы. Но, как бы там ни было, неоспоримым остается одно: истинный талант пробивался всегда. Несмотря на все перепетии того времени много художников XX века, отдавали себя социальному реализму, создавали полотна, ставшие шедеврами мирового уровня.