Картина Грабаря Ясный осенний вечер. 1923 г.

 

Творчество известного российского художника Игоря Эммануиловича Грабаря после Октябрьской революции получило свое новое развитие. Художник часто путешествовал по великим русским рекам Волге и Оке, любовался природой родного Подмосковья и писал пейзажи. Одним из таких чудесных пейзажей стала картина «Ясный осенний вечер» написанная автором в 1923 году.

На полотне перед нами предстает высокий берег, поросший кустарником с уже багряными листьями. С берега открывается широкая панорама с видом на переливающийся золотом простор полей, уходящих вдаль, к линии горизонта. Вода в реке уже холодна, поэтому в ней нет особой величавости, хотя резкие переходы оттенков и создают ощущение быстроты течения. Плавный изгиб реки теряется в вечерней почти сиреневой дали.

Еще теплые осенние солнечные лучи окрасили своим розоватым светом листву деревьев и кустов. Они переливаются на зеленых кронах, которые отражаются словно в зеркале в водах тихой речушки. Немного задумчивый пейзаж наполняет душу очарованием осени, новыми природными красками, которые стали в эти дни еще ярче, не утратив своей свежести.

В картине Ясный осенний вечер написанной на фоне серо-голубого неба особо выделяется сочетание немного увядшей зелени и сочных желто-красных оттенков золота, которое характеризуют наступление осени в средней полосе России и в полной мере раскрывает богатое убранство природы. Уже облетели листья осины с самой макушки, да и на других ветках их уже осталось немного, но яркий наряд прощальных дней осени все еще великолепен. Это и сумел отобразить художник.

Грабарь показал в своем произведении декоративность и неповторимую торжественную величавость российской природы. Для этого он использовал устойчивость композиции и гармонию цветового решения. Ведь именно ранней весной и с наступлением первых осенних деньков воздух одурманивает нас необыкновенной чистотой, свежестью и прозрачностью. Зелень уже утрачивает свою яркость, а ей на смену приходят желто-багряные оттенки. Вдали голубовато-зеленое тонкое марево, почти невидимое, но ясно ощутимое.

Игорь Грабарь над линией горизонта пишет фон цвета топленого молока, лишь немного разнообразив его почти невидимой грядой небольших известняковых или песчаных холмов, которые успели порасти зеленью. Поля и луга еще зеленые, но свежести в них уже нет. Поле за речушкой, засеянное рожью, художник передает светло-зеленым цветом, а вот лужайка, расположенная поближе к нам - более темного оттенка.

Осенью, если небо безоблачно, то оно становится высоким и прозрачным. Солнышко клонится к закату, но небо еще светлое, молочно-голубое. И только вдали на востоке оно уже темнеет. Лучи солнца пробиваются через поредевшие кроны высоких деревьев. Художник пунктиром обозначает почти прямые линии, которые и создают для зрителя визуальный эффект легких перистых облаков. Но над ними ясно видно скопление темно-голубых облаков, поэтому горизонтальные линии здесь выражены еще четче.

На данный момент сие осеннее произведение Игоря Грабаря, картина Ясный осенний вечер находится в Государственной Третьяковской галерее.