Картина Кустодиева Большевик. 1919 г.


Картина Кустодиева Купец, считающий деньги
Картина Кустодиева Большевик
Картина Кустодиева Портрет Шаляпина
Boris Kustodiev Bolshevik
art-portrets
  opis
opis
Картины 19 века Художники передвижники Художники 19 века Художники 20 века
На главную
На главную

Рисование сухой кистью

Русские художники 18 века

Краткое описание картины Большевик.


Картина известного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева «Большевик» обращает на себя внимание особой прямолинейностью образа-символа. Русский мужик широко, семимильными шагами проходит над городом, а за его спиной развивается заполняющее даль красное революционное знамя. А внизу бесконечная толпа народа. Символика произведения находится в сочетании с конкретным видением художника этого мира. Картина напоминает плакат, изображающий революционный пафос.

Кустодиев известен, прежде всего, как художник, изображающий жизнь купечества и российской провинции. Однако в советские годы он обращается к революционной теме. В феврале 1917 г живописец в инвалидной коляске, может наблюдать меняющуюся жизнь России только из своего окошка. Он записывает в дневнике: «Все кипит, на улицах толпы народа… Я сижу дома, зная, что «такой» улицы и в сто лет не дождешься».

Кустодиев воспринимает революцию как бунт народа и происходящие события он изображает как огромную фигуру со знаменем, которая возвышается надо всем. По его словам, именно так он выражает «чувство стихийности» революционных событий. Живописец чувствует грандиозность масштабов происходящего и эту стихийность он решает выразить в образе большевика. Однако изображенные внизу полотна революционные отряды создают ощущение полного отсутствия контроля. Зритель сразу обращает внимание на суровость и беспощадность великана, направленную на преграждающую ему путь церковь, которая также возвышается над городскими улицами, хотя и уступает по величине человеку со знаменем.

Синие тени на сероватом снегу призваны усилить состояние необъяснимой тревоги. У нас непроизвольно возникает тягостное ощущение, что этот человек своими огромными шагами скоро растопчет все, что встретится у него на пути. Кустодиев пишет картину, уверенный, что тихой провинциальной России не выстоять перед этой все разрушающей стихией.

В 1920-е гг. революционные критики, которые совсем недавно освоили приемы вульгарной социологии, пытаются повесить на Кустодиева ярлык «последний певец купеческо-кулацкой среды». И вот художник пишет «Большевика», который возвышается над домами, а его знамя закрывает весь небосклон. Толпа народа у его ног кажется просто ничтожной. Художник подчеркивает преувеличенную большевистской верхушкой роль революционной личности в истории и пренебрежение к простому народу.

Лицо большевикаСтоит внимательно всмотреться в жестокое лицо фанатика, как начинаешь чувствовать, что он готов разрушить все «до основанья». Можно предположить, что сам Кустодиев довольно скептически относился к революции и большевикам. Заметим, что действо разворачивается на закате, что тоже символично.

Нам трудно понять, насколько близки были Борису Михайловичу большевистские идеи. Но общество в эти годы жило "ожиданием перемен" и многие с искренним восторгом встретили Февральскую революцию. Октябрьский же переворот разделил общество и перешел в гражданскую войну, время когда «враждовали даже родственники».

Картина "Большевик" - обобщение образа, который выражает грандиозные преобразования в России. Это символизм, который заменил реалистичность жизни символами. Отсюда в этой картине-плакате – такая композиция и гиперболизм образа. Однако она содержит и красоту русского лубка, которая была близка и доступна революционному искусству.

О взыскательности, которую проявляет художник при создании этого полотна, говорит то, что, создавая его Кустодиев отказывается от характерной для его произведений декоративности.

Картина Кустодиева "Большевик" находится в наше время в Третьяковской галерее.
Трудно поверить, что это холст в ширину всего 1,5 м: так монументально выглядит картина. Невозможно переоценить подвиг художника, который создавал картину в холодном и голодном 1919 году.

Картины русских художников



fn

 

Art-portrets

На верх



Жанры портрета