Картина Кустодиева Большевик. 1919 г.

 

Картина известного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева «Большевик» обращает на себя внимание особой прямолинейностью образа-символа. Русский мужик широко, семимильными шагами проходит над городом, а за его спиной развивается заполняющее даль красное революционное знамя. А внизу бесконечная толпа народа. Символика произведения находится в сочетании с конкретным видением художника этого мира. Картина напоминает плакат, изображающий революционный пафос.

Кустодиев известен, прежде всего, как художник, изображающий жизнь купечества и российской провинции. Однако в советские годы он обращается к революционной теме. В феврале 1917 г живописец в инвалидной коляске, может наблюдать меняющуюся жизнь России только из своего окошка. Он записывает в дневнике: «Все кипит, на улицах толпы народа… Я сижу дома, зная, что «такой» улицы и в сто лет не дождешься».

Кустодиев воспринимает революцию как бунт народа и происходящие события он изображает как огромную фигуру со знаменем, которая возвышается надо всем. По его словам, именно так он выражает «чувство стихийности» революционных событий. Живописец чувствует грандиозность масштабов происходящего и эту стихийность он решает выразить в образе большевика. Однако изображенные внизу полотна революционные отряды создают ощущение полного отсутствия контроля. Зритель сразу обращает внимание на суровость и беспощадность великана, направленную на преграждающую ему путь церковь, которая также возвышается над городскими улицами, хотя и уступает по величине человеку со знаменем.

Синие тени на сероватом снегу призваны усилить состояние необъяснимой тревоги. У нас непроизвольно возникает тягостное ощущение, что этот человек своими огромными шагами скоро растопчет все, что встретится у него на пути. Кустодиев пишет картину, уверенный, что тихой провинциальной России не выстоять перед этой все разрушающей стихией.

В 1920-е гг. революционные критики, которые совсем недавно освоили приемы вульгарной социологии, пытаются повесить на Кустодиева ярлык «последний певец купеческо-кулацкой среды». И вот художник пишет «Большевика», который возвышается над домами, а его знамя закрывает весь небосклон. Толпа народа у его ног кажется просто ничтожной. Художник подчеркивает преувеличенную большевистской верхушкой роль революционной личности в истории и пренебрежение к простому народу.

Лицо большевикаСтоит внимательно всмотреться в жестокое лицо фанатика, как начинаешь чувствовать, что он готов разрушить все «до основанья». Можно предположить, что сам Кустодиев довольно скептически относился к революции и большевикам. Заметим, что действо разворачивается на закате, что тоже символично.

Нам трудно понять, насколько близки были Борису Михайловичу большевистские идеи. Но общество в эти годы жило "ожиданием перемен" и многие с искренним восторгом встретили Февральскую революцию. Октябрьский же переворот разделил общество и перешел в гражданскую войну, время когда «враждовали даже родственники».

Картина "Большевик" - обобщение образа, который выражает грандиозные преобразования в России. Это символизм, который заменил реалистичность жизни символами. Отсюда в этой картине-плакате – такая композиция и гиперболизм образа. Однако она содержит и красоту русского лубка, которая была близка и доступна революционному искусству.

О взыскательности, которую проявляет художник при создании этого полотна, говорит то, что, создавая его Кустодиев отказывается от характерной для его произведений декоративности.

Картина Кустодиева "Большевик" находится в наше время в Третьяковской галерее.
Трудно поверить, что это холст в ширину всего 1,5 м: так монументально выглядит картина. Невозможно переоценить подвиг художника, который создавал картину в холодном и голодном 1919 году.