Грабарь Игорь Эммануилович – художник, творчество

 

Художник Грабарь Игорь Эммануилович родился 1871 г. в Венгрии весной 25 марта в городе Будапеште, который на тот момент входил в состав Австро-Венгрии. Многие родственники семьи принимали участие в европейском славянофильском движении, за что подвергались гонениям.

Его отец Эммануил Иванович Грабарь был юристом и депутатом местного парламента, но затем долгие годы вынужден был скрываться за участие в так называемых «антимадьярских» выступлениях. В 1872 г. семья покинула Венгрию и перебралась в Италию, где Эммануил Грабарь получил работу учителя детей богача П. Демидова, а через три года вместе с этой семьей отправился в Париж. Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию. Мальчик практически все время находился у родственников и лишь в 1880 г. они вместе с матерью поселились в Рязанской губернии, где Эммануил работал преподавателем в гимназии.

С самого раннего детства Игорь Грабарь отличался целеустремленностью, трудолюбием и безмерно любил искусство. По его словам, он «тратил пропасть бумаги», писал, старался сделать копии генеральских портретов из популярного издания «Нива».

Впервые настоящего художника мальчик встретил в лице учителя рисования И.Шевченко. Здесь он увидел «серебристые тюбики» с красками и испытал огромное волнение. «Мне казалось, что я не выдержу, огромный восторг наполнил мою грудь, когда почувствовал неповторимый запах». Подросток самостоятельно по репродукциям с огромным интересом знакомился со многими произведениями русских художников. А в одиннадцать лет он побывал на художественной выставке, где затаив дыхание, долгое время стоял перед лучшими полотнами Репина и Сурикова, Флавицкого и Верещагина, Перова и Куинджи, Васильева и Крамского. Свое свободное от учебы время, подросток проводит в знаменитой Третьяковке. Многие часы посвящает рисованию с натуры. Летом он пробует заняться пейзажной живописью.

Художник Грабарь оканчивает лицей по высшему разряду, то есть, с золотой медалью и соответственно поступает на дальнейшую учебу в университет, и одновременно обучается в историко-филологическом и на юридическом и факультетах.
После окончании обучения в данном заведении в 23 года отроду он был зачислен в Академию художеств, огромную мечту всей его юности. Но молодой человек и после академии продолжает учебу, теперь уже в Европе в Германии и во Франции. После получения познаний европейских ценностей в 1903 году художник возвращается в Россию в Москву, где принимает активное участие в различных выставках. На его картины обращают внимание современники, как в России, так и в Европе, соответственно Грабарь получает множество положительных отзывов.

Паралельно с творческой деятельностью живописец занимается и просветительской и иследовательской дятельностью. Я вляясь редактором издания "Истории русского искусства" пишет различные статьи по искусству и о самых заметных художниках России.

Относительно заслуг Грабаря, его избирают на должность попечителя в в Третьяковскую галерею, где он принимает участие с 1913 по 1925 годы. В это же время он возглавляет мастерские по реставрации картин из наследия русских художников.

Во время войны художник предлагает компенсировать ущерб, нанесенный музейным комплексам СССР, конфисковав ценные произведения искусства в Германии. Он возглавляет Бюро экспертизы, составляющего реестры наиболее известных полотен из европейских музеев, организует так называемые «трофейные бригады», которые отправляются на фронт, лично инспектирует прибывшие произведения.

Игорь Грабарь председательствует в различных комиссиях, по изъятию ценных полотен и икон. Он участвует в реставрации знаменитой иконы иконописца Андрея Рублева его знаменитой «Троицы». Консультирует бригаду реставраторов, работающих в Троице-Сергиевой лавре.

Но при всей загруженности художник не может оставить в стороне кисти, даже на время. Он пишет прекрасные пейзажные зарисовки с небольшими жанровыми сценками, украшающими картины и множество прекрасных натюрмортов. Его городские пейзажи незатейливо объеденены с реалистическим жанром. Он пишет тихие, уютные дворики Замоскворечья. У Грабаря также проявляется большой талант портретиста и архитектора.

Исследовательская деятельность Игоря Грабаря расширяет наши познания о родной русской культуре в средние века (Феофан Грек, Андрей Рублев). Он вносит многие усовершенствования в методы реставрации. Просто неоценимое наследие для русской культуры имеет его двухтомник о Репине.

В ХХ век отечественного русского искусства Игорь Грабарь вошел как человек очень многогранный, который отличился в различных сферах своей деятельности.

Художник Грабарь Игорь Эммануилович умер на 90-м году жизни 16 мая 1960 года

 

Известные работы Февральская лазурь. 1904 г., Мартовский снег 1904 г., Зимнее утро 1907 г., Ясный осенний вечер 1923 г