Предшествующей работой до этой картины был подобный сюжет, правда действие картины несколько отличался там возвращается девушка а встречают ее сестры. Тем не менее вторую картину Не ждали Репин считал главным произведением данной тематики.
В произведении присутствует содержательно жанровый сюжет с признаками не простых отношений героев. Кульминационный момент, неожиданное возвращение революционера, семья, которого с ног сбилась в поисках и переживаниях.
Все застигнуты в расплох, и вот он миг встречи, неустойчивая фигура вернувшегося, старуха мать уже не ожидавшая увидеть сына, возбужденно встала, желая двинуться ему на встречу, отвлеченные от домашних уроков обратили внимание и дети, неожидая такой встречи жена только повернулась глядя на входящего в гостиную своего мужа и даже ошеломлена прислуга в дверях в ожидании что будет?.
Развязку самой этой встречи в некотором роде Репин не раскрыл до конца, неизвестно, что должно произойти буйство радости или сцена семейного скандала.
В картине художник искуссно передал домашний интерьер, уютно висят на стенах рисунки и фотографии, высоко детально передана мебель, все второстепенное хорошо гармонирует с главным, произведение наполнено светом и воздушностью.
Картина насыщенна характерным психологизмом, перед зрителем предстает типичная тем временам интеллигентная семья живущая в смутное револиционное время, каждое лицо Репин передал в действии, подчеркивая пластику и определенную позу каждой фигуры.
Благодаря таким картинам как Не ждали, Арест пропогандиста, Отказ от исповеди, Репин заслуженно считается великим художником жанристом.
Сегодня картина И.Репина Не ждали находится В Третьяковской галерее