Художник Кустодиев Борис Михайлович родом из Астрахани, родился в 1878 году 23 февраля. Детство его проходило на берегах великой Волги, где он провел свои детские и отроческие годы. Отец умер от чахотки, когда мальчик еще только делал свои первые шаги. Его мать в 25 лет осталась вдовой с четырьмя малышами.
Мальчик впервые начинает рисовать в пять лет и тогда же испытывает первое потрясение, прослушав оперу "Иван Сусанин". В 9 лет Боря уже полом мечтаний стать настоящим художником. Он учится в церковно-приходской школе, а потом поступает в гимназию.
В городе открывается XV выставка Передвижников, и Кустодиев с замиранием сердца рассматривает полотна известных русских художников. Время для него словно остановилось, он не отрывает восхищенных глаз от картин знаменитых живописцев.
Увлекаясь рисованием, подросток начинает изучать искусство живописи в родном городе у единственного художника-профессионала Павла Алексеевича Власова. Освоив первоначальные уроки мастерства, Кустодиев в 18 лет уезжает из Астрахани в Петербург, где поступает на учебу в Академию Художеств. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Усердие и талант молодого человека замечены, и Илья Репин берет его помощником, для выполнения большого и очень ответственного заказа, написать большое полотно "Заседание Государственного совета".
В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. Это обобщенный образ модели и его индивидуальные черты, которые раскрываются через окружающее пространство.
На последних курсах Академии Кустодиев активно участвует в выставках. Художник уже известен как хороший портретист, но на конкурс готовит живописное произведение «Базар в деревне» и уезжает работать над ней в Костромскую губернию, где встречает свою будущую супругу, 19-летнюю Юлию Евстафьевну Прошинскую. Через три года молодые сыграют свадьбу.
В 1903 г. Кустодиев заканчивает Академию и получает за конкурсное полотно «На базаре» золотую медаль и поездку за границу. В декабре этого же года художник с семьей селятся в Париже. Он посетил Италию, Испанию, где изучал и копировал полотна знаменитых живописцев. Бродя по Парижу, Кустодиев присматривается к национальной живописи, а затем свои впечатления передает в картине "Утро". Во Франции Кустодиев не пробыл и шести месяцев, его одолевает ностальгия и он возвращается.
В России художник решил заняться книжной графикой и иллюстрирует известную повесть Гоголя "Шинель". В это же время Кустодиев рисует карикатуры для многих сатирических журналов. Он какое-то время увлечен скульптурой, создавая великолепные бюсты, в т.ч. М. Добужинского, Вс. Мейерхольда, А. Ремизова.
В 1907 г. Кустодиев вступает в Союз художников.Позднее через 2 года его избирают членом Академии художеств. Ему предлагают место в Московском училище живописи. Понимая, что такой пост будет отнимать время, от увлечений, и, не собираясь переселяться в Москву, на лестное предложение он отвечает отказом.
Если использовать словесное описание картин Кустодиева его сюжеты прямо таки превращаются в захватывающий роман. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Огромное значение он придает линиям, пятнам цвета, поэтому постепенно переходит на гуашь и темперу. Его интересует парсуна XVI-XVIII веков, красочный лубок, разные старинные вывески и так далее.
В 1909 году Кустодиеву присваивается звание академика. Многочисленные награды, известность,но он счастлив только в костромском "Тереме". Кустодиев-жанрист подробно вникает в народные обряды, его интересуют народные промыслы частушки и хороводы, различные глиняные игрушки, деревянная резьба вышивки и национальный костюм. И в итоге рождается чудесная "Масленица" - идиллия праздника. Жизнерадостность этого полотна Кустодиеву дается с огромным трудом, он тяжело болен, работает в каталке, его мучают острые боли.
Но в это же время у Бориса Кустодиева появились сначала едва уловимые признаки туберкулеза позвоночника. Затем отмахнуться от них уже было невозможно - боли в руке и шее усиливались. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Художник словно в миражах видит свои ненаписанные картины и, кажется, создает их невероятной легкостью. Медики ставят страшный диагноз - костный туберкулез. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Известный врач Герман Оппенштейн озвучивает новый диагноз: опухоль в спинномозговом канале.
Художник работает практически без отдыха пишет множество работ : Большевик 1920 г., Купчиха И Домовой. 1922., Красавица, Портрет на фоне кремля Николай 2-й, Кроме картин и портретов он оформляет одиннадцать спектаклей для театра. Хотя не все работы приходятся ему по душе, Кустодиев достигает прекрасных результатов. Это литографии к собранию стихов Некрасова, иллюстрации к повестям Лескова, которые заслуженно считаются гордостью российской графики. Создает иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова. Л.Н. Толстого…
Кустодиев успевает воссоздать крестьянскую жизнь во многих полотнах, зарисовках, праздничных вариациях. Даже портрет русского певца Федора Ивановича Шаляпина художник пишет на фоне гулянья. Провинциальная жизнь, словно прекрасная музыка, звучит в картинах "Голубой домик", "Троицын день" и знаменитых на весь мир «Купчихах».
Огромное восхищение вызывает известный «Автопортрет», Кустодиевым в 1912 году, хранящийся сейчас в галерее Уффици, во Флоренции.
Весной 1916 года 37-летнему художнику предстоит снова операция. Общий наркоз на долгие в течении пять часов. Доктор говорит: «Признаки больного с его диагнозом был поставлены верно. Для удаления опухоли необходимо разрезать нервные сосудики. Но больной навсегда может лишится движений конечностей, то бишь рук и ног. Поэтому вам решать. Молодая женщина, отлично понимает, что при благоприятном исходе ей будет уготована судьба сиделки, она тихо и твердо произносит: "Руки ни в коем случае нельзя удалять. Как художник он такого не вынесет..."
На пути из г. Выборга в Петроград, Б. Кустодиев был в состоянии что не смог встать с его кресла, и на несколько часов был помещен вагон с озлобленными собаками, они скалились на него, рычали. Он как будто не от мира сего, спокойно делал зарисовки этих не совсем милых собачек!
Жизненная энергия этого художника потрясает. В инвалидной коляске он посещает театр и даже разъезжает по матушке России. Болезнь старается одержать победу, но живописец не сдается и рисует лежа. Его полотно подвешено так близко, что больной художник не в силах разглядеть всю композицию. Силы уходят: чувствует вялое недомогание и вскоре заболевает восполением легких, организ еще более слабеет и отказывает сердце.
Умер Кустодиев в 1927 году, его захоронили недалеко от Питербурга в Тихвинском кладбище.
Певец русской провинции ушел в вечность, и оставил нам возможность любоваться его неповторимыми полными радости и жизни полотнами.