Художник Борис Михайлович Кустодиев 1878-1927

 

Художник Кустодиев Борис Михайлович родом из Астрахани, родился в 1878 году 23 февраля. Детство его проходило на берегах великой Волги, где он провел свои детские и отроческие годы. Отец умер от чахотки, когда мальчик еще только делал свои первые шаги. Его мать в 25 лет осталась вдовой с четырьмя малышами.

Мальчик впервые начинает рисовать в пять лет и тогда же испытывает первое потрясение, прослушав оперу "Иван Сусанин". В 9 лет Боря уже полом мечтаний стать настоящим художником. Он учится в церковно-приходской школе, а потом поступает в гимназию.

Масленница 1916 г. МиниМасленница 1919 г. КустодиевМасленница 1920 г. Кустодиев

В городе открывается XV выставка Передвижников, и Кустодиев с замиранием сердца рассматривает полотна известных русских художников. Время для него словно остановилось, он не отрывает восхищенных глаз от картин знаменитых живописцев.

Увлекаясь рисованием, подросток начинает изучать искусство живописи в родном городе у единственного художника-профессионала Павла Алексеевича Власова. Освоив первоначальные уроки мастерства, Кустодиев в 18 лет уезжает из Астрахани в Петербург, где поступает на учебу в Академию Художеств. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Усердие и талант молодого человека замечены, и Илья Репин берет его помощником, для выполнения большого и очень ответственного заказа, написать большое полотно "Заседание Государственного совета".

В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. Это обобщенный образ модели и его индивидуальные черты, которые раскрываются через окружающее пространство.

На последних курсах Академии Кустодиев активно участвует в выставках. Художник уже известен как хороший портретист, но на конкурс готовит живописное произведение «Базар в деревне» и уезжает работать над ней в Костромскую губернию, где встречает свою будущую супругу, 19-летнюю Юлию Евстафьевну Прошинскую. Через три года молодые сыграют свадьбу.

Картина Кустодиева Сирень Купец. Кустодиев Б.Купчиха пьющая чай. 1923 г. Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев Б.

В 1903 г. Кустодиев заканчивает Академию и получает за конкурсное полотно «На базаре» золотую медаль и поездку за границу. В декабре этого же года художник с семьей селятся в Париже. Он посетил Италию, Испанию, где изучал и копировал полотна знаменитых живописцев. Бродя по Парижу, Кустодиев присматривается к национальной живописи, а затем свои впечатления передает в картине "Утро". Во Франции Кустодиев не пробыл и шести месяцев, его одолевает ностальгия и он возвращается.

В России художник решил заняться книжной графикой и иллюстрирует известную повесть Гоголя "Шинель". В это же время Кустодиев рисует карикатуры для многих сатирических журналов. Он какое-то время увлечен скульптурой, создавая великолепные бюсты, в т.ч. М. Добужинского, Вс. Мейерхольда, А. Ремизова.

В 1907 г. Кустодиев вступает в Союз художников.Позднее через 2 года его избирают членом Академии художеств. Ему предлагают место в Московском училище живописи. Понимая, что такой пост будет отнимать время, от увлечений, и, не собираясь переселяться в Москву, на лестное предложение он отвечает отказом.

Если использовать словесное описание картин Кустодиева его сюжеты прямо таки превращаются в захватывающий роман. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Огромное значение он придает линиям, пятнам цвета, поэтому постепенно переходит на гуашь и темперу. Его интересует парсуна XVI-XVIII веков, красочный лубок, разные старинные вывески и так далее.

Земская школа. Кустодиев Б.Венера. Кустодиев Б.Картина Кустодиева Портрет ШаляпинаПортрет Шаляпина. Эскиз

В 1909 году Кустодиеву присваивается звание академика. Многочисленные награды, известность,но он счастлив только в костромском "Тереме". Кустодиев-жанрист подробно вникает в народные обряды, его интересуют народные промыслы частушки и хороводы, различные глиняные игрушки, деревянная резьба вышивки и национальный костюм. И в итоге рождается чудесная "Масленица" - идиллия праздника. Жизнерадостность этого полотна Кустодиеву дается с огромным трудом, он тяжело болен, работает в каталке, его мучают острые боли.

Картина Кустодиева БольшевикНо в это же время у Бориса Кустодиева появились сначала едва уловимые признаки туберкулеза позвоночника. Затем отмахнуться от них уже было невозможно - боли в руке и шее усиливались. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Художник словно в миражах видит свои ненаписанные картины и, кажется, создает их невероятной легкостью. Медики ставят страшный диагноз - костный туберкулез. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Известный врач Герман Оппенштейн озвучивает новый диагноз: опухоль в спинномозговом канале.

Художник работает практически без отдыха пишет множество работ : Большевик 1920 г., Купчиха И Домовой. 1922., Красавица, Портрет на фоне кремля Николай 2-й, Кроме картин и портретов он оформляет одиннадцать спектаклей для театра. Хотя не все работы приходятся ему по душе, Кустодиев достигает прекрасных результатов. Это литографии к собранию стихов Некрасова, иллюстрации к повестям Лескова, которые заслуженно считаются гордостью российской графики. Создает иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова. Л.Н. Толстого…

Купчиха и домовой. Кустодиев Б,Красавица 1915гПортрет Николая 2-го

Кустодиев успевает воссоздать крестьянскую жизнь во многих полотнах, зарисовках, праздничных вариациях. Даже портрет русского певца Федора Ивановича Шаляпина художник пишет на фоне гулянья. Провинциальная жизнь, словно прекрасная музыка, звучит в картинах "Голубой домик", "Троицын день" и знаменитых на весь мир «Купчихах».

Огромное восхищение вызывает известный «Автопортрет», Кустодиевым в 1912 году, хранящийся сейчас в галерее Уффици, во Флоренции.

Весной 1916 года 37-летнему художнику предстоит снова операция. Общий наркоз на долгие в течении пять часов. Доктор говорит: «Признаки больного с его диагнозом был поставлены верно. Для удаления опухоли необходимо разрезать нервные сосудики. Но больной навсегда может лишится движений конечностей, то бишь рук и ног. Поэтому вам решать. Молодая женщина, отлично понимает, что при благоприятном исходе ей будет уготована судьба сиделки, она тихо и твердо произносит: "Руки ни в коем случае нельзя удалять. Как художник он такого не вынесет..."

На пути из г. Выборга в Петроград, Б. Кустодиев был в состоянии что не смог встать с его кресла, и на несколько часов был помещен вагон с озлобленными собаками, они скалились на него, рычали. Он как будто не от мира сего, спокойно делал зарисовки этих не совсем милых собачек!

Жизненная энергия этого художника потрясает. В инвалидной коляске он посещает театр и даже разъезжает по матушке России. Болезнь старается одержать победу, но живописец не сдается и рисует лежа. Его полотно подвешено так близко, что больной художник не в силах разглядеть всю композицию. Силы уходят: чувствует вялое недомогание и вскоре заболевает восполением легких, организ еще более слабеет и отказывает сердце.

Умер Кустодиев в 1927 году, его захоронили недалеко от Питербурга в Тихвинском кладбище.
Певец русской провинции ушел в вечность, и оставил нам возможность любоваться его неповторимыми полными радости и жизни полотнами.