Картина Кустодиева «Купец, считающий деньги» 1918 г.

 

Свое творчество известный русский художник, иллюстратор и декоратор Борис Михайлович Кустодиев свой творчесий путь посвятил России, по своей сути жизнерадостной и праздничной, с крестьянами и купцами, отражающий провинциальную жизнь.

На картине мирный, добродушный, патриархальный купец, словно деньги его не очень интересуют. Именно этот момент запечатлен на холсте «Купец, считающий деньги» написанной им в 1918 году. Здесь нет идеализации, его купцы часто невежественны, ограниченны и самодовольны, но не алчны. Ведь торгуются за каждую копейку их приказчики, а они сами если и делают это, то как бы с вошедшей в поговорки русской ленцой. Позировал художнику Василий Кастальский, муж его сестры. Художник ничего не приукрашивает в своих картинах, не изменяет исторической правде: он тщательно изображает перегруженность богатства, которое для него представляет живописные ценности. Он понимает купеческое довольство – всемогущую власть денег, но не показывает это зрителям.

Как положено наш персонаж носит длинную, уже седую бороду, волосы на голове зачесаны согласно моде начала 20 века. Одежда купца также соответствует тому времени, на нем красная в мелкий горошек рубаха поверх которой жилетка. С шеи свисает цепочка к которой подцеплена дополнительная видимо для часов. Рядом с деньгами на столе мы видим расписанную коробочку, куда возможно потом будут сложены эти денежные средства для хранения. Драгоценная коробочка потом обязательно займет свое коронное место на одной из стоящей за спиной этого пожилого мужчины полке. Там мы видим различный скарб, жестяные расписные коробки с крышками, пузырьки и стеклянные банки со всяким снадобьями. Справа вверху намоленная икона подсвечиваемая ломпадой.

Картина Кустодиева «Купец, считающий деньги» написана довольно таки реалистично, относительно других его работ. Кустодиев точно передал в ней цветовую гамму и показал купца несколько задумчивым и отвлеченным, левой рукой держащего необходимый атрибут любого бизнесмена счеты (современный аналог Калькулятор), правая рука положена хозяином прямо на уже не раз пересчитанные купюры и монеты царской России различного достоинства разложенные на деревянном столе. Аккуратно сложенные в столбики пересчитанные монеты говорят о кропотливости этой работы. Вполне вероятно мысли купчишки заняты дополнительным подсчетом, в котором получилась прогалина, некая недостача денег.

Кустодиев не стал увлекаться модным в те времена символизмом, он пошел «другим путем», и его искания чем-то сродни творчеству Максима Горького, представившего молодой советской литературе купца как одного из основных «героев своего времени». Эти известные личности заметили свое «родство» и в 1919 году произошла их первая встреча. Горький очень хорошо понимал и ценил творчество Кустодиева и покупал его картины для Нижегородского музея. А художник со своей стороны оформил обложки произведений Горького о купцах в частности «Фома Гордеев».

Купец в шубеЖивописец смотрел на класс купечества реалистически. В 1900-х годах Кустодиев изобразил русского купца как представителя отечественной буржуазии. В новой советской России купеческая и крестьянская тема некоторое время сосуществовали вместе. В его творчестве эти темы словно вытекали одна из другой. Возможно Кустодиев считал, что русское купечество возникло от крестьянских корней.

С 1750-х годов торговля привлекает не только государственных, но и крестьян находящихся под игом помещиков, которые отдают своему хозяину большую долю своего дохода. Если торговец занимался производством каких либо товарных ценностей, то к нему потихоньку приходил достаток. Затем такой торговец перебирался в близлежащий городок, получал звание купца, входил в купеческую гильдию и занимал новую ступень социальной лестницы.

Сам Кустодиев имел отличную возможность видеть тот размах развития дел купечества в Костроме, Кинешме или в Астраханской губерниях, но ему были не очень интересны уж совсем олигархи. Он словно не видел возникновение другого слоя купечества, которое создавалось в начале ХХ в, представляющего крупных буржуев с их капиталом. Они были не похожи на купцов с дремучими бородами в красных рубахах в горошек, не ходили в начищенных до блеска сапогах, и с неторопливыми движениями.

Купец сундучникНовые купцы были настоящими миллионерами, получили хорошее по тем временам образование, многие в последствии становились щедрыми, кто то по обычаю меценатом. Наш художник раскрывал характеры незаурядных купчишек старого покроя. Эти тогдашние бизнесмены сами покупают и продают, держат небольшие магазинчики и лавки. Они имеют исконно русские и словно пуповиной повязаны с простой провинциальной жизнью. Кустодиев внимательно изучает их вкусы и обычаи. Они широко отмечают все старинные русские праздники, то есть, не оторвались от народа, тщательно соблюдая все положенные обряды. Масленица – значит катанье с горок, стремительный полет на тройке, кукольные спектакли в ярмарочных балаганах, и изобилие на столе. На празднике святой Пасхи – обязательное христосование, крашенные яйца и многочисленное разнообразие куличей. На Троицу – веселое катание на расписных каруселях, самые лучшие наряды на зависть окружающим.

Мир купечества у Кустодиева изображен в дорогих мехах, женщины в ярких шалях, платьях из шелка и драгоценностях. Они словно наяву превращают в быль русские народные сказки: на столе блюда из «злата-серебра», на шее монисто из «скатного жемчуга», наряды из бархата. И в этот богатый мир купечества входит также дородность. Но все это нарушает пропорции, нет чувства меры, благородной простоты и гармонии. В этой среде всего с избытком, чрезмерно, во всем видно стремление продемонстрировать свой имущественный ценз.

Купцы заботятся о том, чтобы все видели их довольство, финансовое состояние, замечали их шубы из соболя, драгоценности и наряды их дородных жен. Кустодиев словно любуется своими героями. Его герои не личности, а социальный тип. В этих образах переплетается корыстно-приобретательское начало, старинные жизненные устои и в некотором роде нелепые эстетические представления.

Сегодня Картина Кустодиева Купец, считающий деньги находится в Музее- квартире Бродского И. И., ее размер составляет 88,5 на 70 см, масло, холст