Погуляв по этим красивым окрестностям, Левитан задумал картину на осеннюю тему, в которой он очередной раз хотел продемонстрировать колоритный пейзаж с подчеркнутым осенним настроением и поэтическим окрасом. Виновницей всего этого расположения духа художника, конечно, стала наступившая в очередной раз красавица Золотая Осень.
В этот период времени многие художники пейзажисты пытались отразить на своих холстах осеннюю красоту осени, но, не у всех живописцев получалось передать это самое загадочное настроение, как это видел и творил Исаак Левитан.
В мыслях художника создавалось много образов и сюжетов с осенним пейзажем, чтобы воплотить это на полотне, предстояло много этапов работы. Левитан постоянно находился в поиске нужных оттенков, и композиционного решения, которые потом откроют зрителю всю зрелищность восприятия с оттенками лиризма и умиротворения.
Но все было не так просто, не смотря на то, что, художник имел большой опыт живописца, он не всегда был удовлетворен многими результатами его работы и наверное благодаря упрямству и поискам решения, ему удавалось найти то самое верное решение, можно сказать дойти до истины, которое передавало в картине Золотая осень тонкий поэтизм, лирику и конечно именно, осеннее настроение русской окрестности, обязательно трогающее и волнующее любого зрителя.
На картине Левитан отобразил осеннюю березовую рощу вдоль берега речки Съежа, извилисто уходящей вдаль поворачивая влево. Ясный осенний день сочно подчеркивает яркие колоритные красно-желтые и оранжевые краски листвы деревьев на фоне голубого неба.
Вода в реке достаточно спокойная и в ней местами отражаются прибрежные кусты и трава. На дальнем плане заметно поле еще зеленое, возможно засаженное озимыми культурами, чуть далее виднеются крестьянские избы.
Зрелищность восприятия добавляют стоящие на переднем плане извилистые молодые березки с редкой листвой, говорящие нам о их юном существовании. Созерцая это произведение искусства, листва осени прямо таки сияет насыщенными красками осени.
При всей этой красочности осеннего пейзажа в картине также можно чувствовать и некоторую грусть и уныние и воспоминания о прошедшем теплом лете. Наверное навевание грусти в купе с яркими осенними красками, было отражением мыслей самого Левитана, который и заложил все это в свой сценарий создания картины Золотая осень и ему это конечно удалось.
Картина по завершении была продемонстрирована Санкт-Петербурге на 24-й выставке художников передвижников, где художник также выставлял и свои другие работы. Как известно Золотая осень картина Левитана была выкуплена самим Павлом Третьяковым, и соответственно сегодня это лирическое произведение находится в Третьяковской галерее. Размер 82 на 126 см.