Многие художники в разные эпохи писавшие портреты женщин имели свои прототипы, какое то время художники скрывали держали в тайне героинь своих картин, но в последствии тайна всегда раскрывалась и становилась всем известна.
Тайну портрета неизвестной Крамской так не раскрыл ни кому, вероятно это было твердое намерение художника, чем он породил загадочные помыслы своих современников, одни думали, что может девушка незнакомка, которую он создал вовсе и некрасивая и, что художник скрывает натуру, другие думали, что это дама из высшего общества, которая не хочет раскрывать себя и светиться, кто то видел в ней знакомую актрису из театральной богемы, но все пересуды были начисто бесплодны.
Когда портрет был выставлен ко всеобщему обозрению, где присутствовали много важных особ: князья, чиновники, писатели. От увиденной и обворожительной работы эта публика встретив у входа Крамского и понесла его на руках, такого успеха Крамской просто не ожидал. Многие в тот день и в последствии задавали ему этот не скромный вопрос, кто же эта обольстительница? с натуры ли был написан этот образ или выдуман, Крамской видимо твердо решил, что Портрет неизвестной должен остаться его тайной. Ни в одном дневнике художника не было упомянуто об этой загадочной картине.
Крамской много мастерски написал женских портретов, все они прекрасны и обворожительны и персонажи этих полотен известны. Портрет этой обворожительной прелестницы Крамской написал в 1883 году, на фоне Петербурга в открытом экипаже. Обаятельная, властная и недоступная незнакомка со смуглой кожей дама, с несколько надменным прищуром красивых глаз, гордо сидящая в коляске кокетка во время прогулки проезжая по Аничкову мосту.
Величаво и загадочно смотрящая на зрителя неизвестная дама и по сей день очаровывает своим таинственным взглядом всех посетителей Третьяковской галереи.