Картина Айвазовского «Среди волн» была задумана и исполнена маринистом в 1898 году, и стала, по мнению многих искусствоведов, вершиной в его творчестве. В этой произведении 81-летний творец отходит от своего обычного стиля: на полотне нет ни кораблей, ни обломков, ни персонажей. Только море.
Но, несмотря на отклонение от полюбившихся шаблонов, публика воспринимает этот шедевр. Более того, ему заказывают еще несколько пейзажей крымского побережья. Всего за два года до собственной смерти творец смог превзойти самого себя, создав настоящий феномен, который навсегда останется в истории изобразительного искусства. Теперь его по-настоящему ценят.
Рассматривая картину, действительно проникаешься ею. Кажется, что мощный поток воды прямо сейчас вырвется на свободу и захлестнет тебя. Здесь нет ничего, кроме моря: грозного, устрашающего, неудержимого, и такого прекрасного. Бездонная синева морской глубины, вздымающиеся гребни волн, и надвигается грозовое небо создают ощущение обреченности. Достаточно дать шторму хотя бы шанс, и он поглотит тебя, унесет с собой, и ты уже не вернешься обратно. На даже здесь есть место робкому лучу света, который с трудом пробивается сквозь тучи.
После недолгих размышлений становится понятно, что автор изобразил не просто бушующую грозовую стихию моря. В луче света он изображает надежду. Слабую надежду на счастливое будущее, которая теплится среди бушующих огромных волн нашей жизни.
Похоже, даже сам художник понимал: это живописное творение значительно выше всех других его работ, что ранее создавались им. Не обращая внимания на свои частые выставки живописных картин в Столице и в Москве, и даже за границей, он даже не думает перевозить полотно из любимой Феодосии. И на самом деле, картина Айвазовского «Среди волн» стала замечательным завершением творческого наследия, которое художник оставил потомкам.
Вкупе с другими работами, «Среди волн» художник исключительно завещал оставить своему любимому городу. Ее и сейчас можно увидеть в Феодосийской художественной галерее