Похищение Европы картина Серова В. А. замечательного русского живописца, была завершена в 1910 г. и известна в нескольких (около десяти) авторских вариантах. Написана на картоне темперой и имеет размер 71 х 98 см.
На картине изображено море, над которым огромный оранжево-коричневый сильный бык на спине уносит красавицу Европу. Она выглядит совершенно спокойной и даже равнодушной к происходящему. Хотя сюжет заимствован из греческой мифологии, в Европе мы не увидим мраморной застывшей красоты. Ее можно принять за обычную девушку. Вокруг этих двух персонажей - в морской воде резвятся дельфины, словно свита, сопровождающая быка.
В этом произведении мы легко обнаружим символику. Европа уже не следует долголетнему поклонению античности, она находится в движении вперед. И это ее, как видим, не беспокоит. Впереди нет конкретной цели, конечного пункта следования, но это будущее, и Европа не собирается оплакивать прошлое, оставленное ею по воле божественного Зевса. Какой берег выберет, стремительно уносящий ее могучий бык? Ответа на этот вопрос нет. Но герои композиции оглядываются на зрителей, приглашая их последовать за ними.
Миф о похищении царевны лежит в основе теории о зарождении европейской цивилизации. Рожденных красавицей троих детей, усыновил правитель Крита. Их потомки и стали первыми европейцами.
Привлекает внимание и пространство картины, которое имеет особый ритм. Его дают дельфины, именно они, своими играми, еще больше подчеркивают физическую силу быка. Можно сказать, что автор намеренно сделал море лишь фоном, хотя, и могущественным, и неукротимым в своей стихии. Небольшие блики, легкое отражение персонажей на воде - все это также подчеркивает силу Зевса, которому безропотно подчиняется все в этом мире. Но, не стоит думать, что море или небо имеют одно цветовое решение. Присмотритесь, и вы без труда различите мазки, градуированные тончайшими переходами близких оттенков.
В картине Похищени е Европы трудно найти второстепенные детали. Оно написано как бы по определенной схеме, что характерно для модернизма. Серов большое внимание уделяет образу Быка. Если внимательно всмотреться в эту центральную фигуру, то мы без труда заметим черты человеческих эмоций. Это перевоплощение главного бога Олимпа - Зевса, воспылавшего неукротимой страстью к дочери правителя Финикии Агенора.
Стоит также особо подчеркнуть, что палитру картины - смешение коричневых, синих и черных оттенков - автор позаимствовал из старинных фресок, увиденных им на острове Крит.
Серов создавал эту картину, после своей поездки на Крит в 1907 г, где он с огромным интересом рассматривал развалины величественного Кносского дворца. Это одна из его последних работ. Она представляется осмыслением творческого пути, размышлением о современном мире. Возможно, поэтому «Похищение Европы» признано самым удачным из произведений Серова. Это образец модернизма.
Древний миф много раз вдохновлял живописцев. Но картина Серова Похищение Европы полностью отличается от других произведений. Здесь не присутствуют светлые тона и изящество линий. Она масштабна и монументальна. Композиция строится на движении по диагонали, словно изображенные персонажи движутся не только вперед, но и ввысь. Большую часть полотна занимает море: грозное, бушующее и неспокойное.
Напомним, что два варианта картины Похищение европы находятся в Третьяковской галерее Москвы, еще один - в Русском музее Санкт-Петербурга. Многие искусствоведы утверждают, что лучший вариант долгие годы был в семье художника. В 1996 г. наследники Серова написали руководству Третьяковской галереи и попросили принять этот вариант на хранение, выдвинув только одно условие - о выставлении его в постоянной экспозиции.