На полотне представлен один из наиболее значительных подвигов русских солдат во главе с известным русским полководцем Александром Суворовым. Здесь ясно видна та никем неразгаданная молодецкая удаль. Суриков прекрасно передал атмосферу этого героического перехода, с большим талантом и любовью создал образы этих воинов и самого полководца, их движения и эмоции.
Поражает то, с какой точностью и скрупулезностью написаны фигуры воинов, а также сама оригинальная композиция этого произведения. Солдаты скользят в пропасть, их подбадривает командир. Его небольшая седовласая фигура заметна не сразу, а лишь по взглядам солдат, которые улыбаются в ответ на шутку гениального полководца. Фельдмаршал спокоен, и этим художник подчеркивает контраст с поведением его коня, который напуган разверзнувшийся перед ним пропастью.
Облака расположены совсем близко, кажется, стоит лишь поднять руку и можно потрогать их. Но расслабляться нельзя, войско находится на большой высоте, где сверкающий снег и лед буквально ослепляют, а синие скалы – закрывают небосклон.
Солдаты готовы следовать за Суворовым, куда он прикажет, потому что бесконечно ему доверяют и уверены в его военном таланте. Суриков специально концентрирует свет на фигуре командующего, то есть Суворова. Его голова словно окружена сиянием. Солдатского строя уже нет, он превращается в скольжение вниз.
Рассматривая детали можно понять все величие и тяжесть этого перехода. Не все лица солдат спокойны. Вот воин, осеняющий себя крестным знамением, у другого в глазах можно прочесть ужас от падения в пропасть и т. д. Однако знамена в надежных руках, а барабанщик, готов через несколько минут выбивать дробь, задавая ритм движению воинов.
Для того, чтобы показать тяжелую ситуацию, Суриков нарисовал расчехленные штыки, за что иногда подвергался критике. Формат полотна также выбран необычный для батальной сцены – вертикальный
В композиции полотна показан горный пейзаж: уходящая в небо вершина горы, окутанная пеленой белесо-матовых и нежно-голубых перистых облаков. И эта заоблачная высота показывает трудность похода и позволяет ощутить значительность подвига чудо-богатырей.
Работая над этим произведением, Василий Суриков в 1897 году посетил Швейцарию, где написал несколько этюдов к этой картине. Художник посетил Интерлакен, где сам скатывался со снежной горы, чтобы лучше ощутить, а затем запечатлеть этот полет, когда «под ногами снег в кучки сгребается».
В процессе работы Суриков столкнулся с некоторыми трудностями, необходимо было отобразить солдат в резком движении. С натуры такого сделать невозможно и художник практически методом тыка добивался движения персонажей. Например, на переднем плане мы видим прыгающего вниз солдата по горному склону, Сурикову не как не давался этот персонаж.
Он получался без движения, то есть солдат должен быть спрыгивающим со скалы а не сидящим на ней. В конце концов было найдено правильное решение, поднятые над головой руки придали солдату большей реалистичности и он уже стремительно мчится вниз по склону.
Суворов планировал атаковать французские войска с фланга и тыла, как всегда «неожиданно и быстро». Для этого был выбран невероятно трудный перевал Сен-Готард. Сама природа создавала на пути армии невероятные трудности. За этот переход Суворов был удостоен звания генералиссимуса, а в Альпах был высечен двенадцатиметровый крест из гранита.
В картине, художник изобразил русское войско, перед которым словно барьер, встает ледяная круча. Но солдаты под предводительством знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова, которого называли «Отец солдатам», не останавливаются и перед этим препятствием. Даже на короткое мгновение у них не возникает сомнения в правильности решения своего любимого фельдмаршала. Только вперед! С Суворовым не страшно и с высокой обледенелой горы.
Суриков в картине Переход Суворова через Альпы стремился передать стремление воинов к победе, их неукротимое движение вперед, беззаветную храбрость. Седой, уже постаревший фельдмаршал, несмотря на холод, без головного убора. Он восседает на белом боевом коне у самого края пропасти, но старается, как всегда, ободрить солдат веселой шуткой. Несколько солдат оглядываются, чтобы лучше расслышать, что говорит Суворов.
Художник тщательно проработал выражение лиц солдат и, конечно, самого главнокомандующего. Хотя из-за большого размера и вертикального формата картины зрителю не всегда удается это увидеть.
Завершение работы совпало со столетием итальянского похода великого полководца. Полотно побывало на выставках в Москве и Санкт-Петербурге, а затем его приобрел для своей коллекции император.
Этот поход стал источником вдохновения для многих художников, которые писали картины с изображением отдельных этапов пути. Например, художнику Александру Коцебу принадлежат картины: «Переход Суворова через Чертов мост» и «Переход русских войск через Паникс в Альпах».
Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» в настоящее время находится в Русском музее в городе Санкт-Петербург. размер ее составляет 495 на 373 см. Это историческое живописное произведение, привлекает к себе особое внимание всех посетителей музея.