Вглядевшись в картину «Жнецы», мы сами того не сознавая словно проникаем в атмосферу крестьянского труда. Художник пишет своего рода «обманку», рисуя легкокрылых степных бабочек так, что не сразу даже трудно разобрать настоящие они или нет.
Серпы и колосья, изображенные на картине, помогают нам глубже понять сюжетную линию картины. Однажды художник увидел, как мать и сын залюбовались бабочками, на мгновение присевших на руку женщины, и попросил их немного попозировать. Талантливый живописец сумел выразить в этом произведении свою мысль, что мир всегда прекрасен. И крестьяне, которые так близки к земле, могут почувствовать это лучше всех.
Мальчик с детским восторгом и некоторым изумлением смотрит на бабочек на руке его матери. В этом возрасте, мир для него пока еще бесконечный праздник. А вот на лице женщины снисходительная материнская улыбка не может скрыть усталость.
На холсте изображен крестьянский мальчишка Захарка, довольно часто позировавший Алексею Венецианову, а также в роли молодой женщины ему позировала его мама Анна Степанова.
Сюжет довольно лаконичен, фигуры людей на самом переднем фоне, а задний фон картины выражен стеной из спелых, только что сжатых колосков. Объемные лица крестьян. Густые мазки художника и вот уже обозначена одежда женщины: беленая холщовая рубаха, русский деревенский сарафан, платок и даже украшения – два ряда дешевых бус и колечко. А как различаются руки: нежное женское запястье и обветренные руки Захарки. Чувствуется искренняя симпатия автора картины к смышленому, любознательному подростку. А в лице женщины художник подчеркивает ее застенчивость и доброту.
Это небольшое полотно автор подарил императору Александру I для коллекции Эрмитажа
Сейчас картина «Жнецы», Венецианова А. Г. написанная позже 1825 года, 66 на 52 см, находится в экспозиции Государственного Русского музея Петербурга.