Разверзается земная плоть, гибнут люди, а небо озаряют оранжево-красные всполохи. Рожденная пла¬нета представляет собой для человечества что-то неизведанное и не совсем непонятное: и люди протягивают в небо руки с мольбой.
Картина Юона Новая планета - была написана 1921 году во время продолжающейся несколько лет гражданской войны и накануне создания одной из великих империй – Советского Союза.
На картине люди изображены обнаженными - символ их беззащи¬тности перед природным катаклизмом. Это не обычное для Юона яркая картина отразила в себе перемены в молодом советском обществе, которые, как известно привнесены Октябрьской революцией. Весь глобальный мир, и Россия в том числе стремительно вступили в эпоху грандиозных перемен.
Астрономы ищут звезды и находят их, ах, какое же это таинство, всех интересует есть ли жизнь на марсе?, Существуют ли инопланетяне?. Появление планеты как вспышка. Она ослепляет, поражает и невыносима для любого человека, но она навсегда изменяет уклад привычной устоявшейся жизни, существующей до нее.
На холсте мы видим, как только мгновение назад из небытия появился громадный пылающий шар, контрастирующий с темно-серо-зеленой планетой, где множество оглушенных крошечных фигурок застыли на фоне пространства, пронзенного золотистыми лучами, напоминающими неведомые пути. Это новое врывается в жизнь внезапно, опрокинув привычный вековой уклад патриархальной жизни.
Константину Федоровичу было 45 лет, и он понимал, что новые государства, как и все живое рождается в огне, крови и боли, а люди или радуются новому, хотя и непонятному и протягивают к нему руки. Возможно, они давно ожидали перемен, предчувствовали их и теперь радуются новой жизни.
Другие падают в панике, осознавая неизбежность произошедшего. Некоторые смирились, но закрыли глаза, словно маленькие дети, которым кажется, что если закрыть глазки и ничего не произойдет и все будет по-прежнему. Юон ясно показывает противоречивые настроения масс и раскол мира.
Полотно очень напоминает торжественную симфонию, аллегорически-символичную композицию. Оно не характерно для творчества уже известного пейзажиста. Но стоит вспомнить, что Юон часто создавал декорации для театра и был признан мастером в этой отрасли искусства. Так и было изображено его личное видение событий, происходивших в России. Произведение Юона экспонировалось на XVIII выставке «Союза русских художников» в конце 1922 года, и совпало по времени с созданием Советского Союза.
Константином Юоном в 1900-х годах создается серия «Сотворение мира», где он изобразил появление светила из хаоса. «Новая планета» словно продолжает этот цикл.
Композицию картины Юон выстраивает довольно затейливо. Здесь вспышки пламени, красные, черные и жел¬то-золотистые цвета, в своей совокупности вызывающие необъяснимую тревогу. На полотне нет населенных пунктов: городов и деревень.
Существуют лишь строгие прямолинейные лучи из космоса, нацеленные на маленькие фигурки беззащитных людей. Люди не могут убежать или спрятаться. Но куда? Они открыты разрушительному космическому катаклизму как концу света, предрекаемому различными религиями. В принципе револю¬цию вполне можно сравнить с концом света, обычным течением жизни, какими-то привычными нормами. Вокруг все изменилось, стало иным, неузнаваемым и поэтому угрожающим.
Если судить по этому полотну, то художник признавал всю разрушитель¬ную силу социального катаклизма, негативные факторы, хотя надеялся на рождение чего-то нового. Юон считал, что спустя некоторое время все успокоится и жизнь, безусловно, станет лучше. Ведь трагедии неизбежны, так как возникновение нового всегда приводит к уничтожению старого. Возможно, художник с помощью символов оставляет потомкам предупре¬ждение о том, чем страшны революции, пробуждающие к жизни темные силы.
Сегодня картина Юона Новая планета находится в Третьяковской галерее в Москве