На левом фланге картины разместилась экзаменационная группа комсомольских молодых лидеров, по очереди задающих вопросы о различных комсомольских принципах и задачах этого движения. Каждый персонаж этой группы чертами характера выражает свое лицо и предназначение.
Вот только что, вышестоящий молодой парень комсомолец задал не простой вопрос о демократическом централизме. На этот вопрос все экзаменаторы с нетерпением ожидают положительного ответа. Девушку от экзаменаторов разделяет стол покрытый кумачовой скатертью, олицетворяющей цвет революции и красного флага страны советов. На столе стоит стеклянная ваза с цветами на тарелке, подчеркивающая торжественность данного события.
Справа от девушки желающей пройти этот грозный экзамен, мы видим двух членов имеющих статус поддержки будущей комсомолки, пожилой по сему авторитетный мужчина в военной гимнастерке, возможно он ветеран войны, сзади его красуется бюст великого генералиссимуса Сталина.
На переднем плане сидит склонившая голову учительница готовившая школьницу к этому экзамену, с переживаниями она ожидает результата. В ее тетради многие подготовленные вопросы для приема в комсомол, она уже не раз проверяла девушку и ранее задавала подобные вопросы и терпеливо надеется на положительный результат.
Картина Прием в Комсомол олицетворяет торжественное событие социалистического строя и художник Сергей Григорьев в данном произведении раскрывает зрителю весь пафос данного события. Сюжет известен многим старшим товарищам учившихся в школе в начале второй половины 20 века. Картина хорошо тиражировалась, ее печатали в учебниках, почтовых марках и на различных репродукционных школьных плакатах.
Сегодня картина находится в Украине в музее изобразительного искусства г. Киева. размер холста143 на 202 см.