О. Кипренский Портрет Пушкина А.С. 1828 г.

 

Орест Адамович Кипренский - один из самых известных портретистов начала XIX века. В человеке его всегда интересуют эмоции. Живопись Кипренского свободная, тона ее глубокие. В изображении А.С. Пушкина Кипренский одновременно завершает романтический портрет начала XIX в. и открывает новый период развития этого жанра.

В нем дан романтически-обобщенный, почти символический образ гениального поэта. Творческое начало представлено здесь как некое наивысшее проявление человеческой природы. Глубокая сосредоточенность, чуть тронутая оттенком скорби, раскрывает натуру Пушкина в состоянии некоего поэтического равновесия. То же равновесие и в самой художественной форме портрета, где романтическое обобщение гармонично сочетается с объективным характером модели.

Кипренский достигает в рисунках большой точности обрисовки душевного состояния портретируемого, особенностей его натуры, его мироощущения. Нередко художник вводит в рисунок мел, иногда подсвечивает сангиной и пастелью, которая часто служит главным изобразительным средством. Но во всех портретах без исключения перед нами встают реалистично написанные люди с их печалями и радостями. Кипренский обладал великим талантом отразить на полотне внутренний мир человека.

С просьбой написать портрет Пушкина к Кипренскому обратился друг поэта Антон Дельвиг. Пушкин одет в сюртук и плащ, который несколько небрежно накинут на плечо, что было модным в те времена. Идеально подобрано освещение, чтобы наиболее четко было видно лицо, на котором угадывается момент вдохновения. Присмотревшись внимательнее, мы ясно увидим, что поэт находится в творческом поиске и уже думает над очередным произведением.

Поэт выглядит задумчивым, его мысли тревожны и печальны. Взор несколько насторожен, сомкнутые губы говорят о невеселой ситуации в его жизни. Кажется, Пушкин с плохо скрываемой грустью уже предвидит свою неизбежную участь.

Художник изобразил поэта около три четверти к зрителю. Взор его задумчиво устремлен вдаль. Блестящие глаза таят в себе затаенные мысли. Горящая свеча освещает лишь половину лица, все остальное остается в тени. Кажется, что писатель, устремил взгляд определенную точку опоры удобную для позирования, этот внутренний отсвет отражается в глазах и во всем облике. Все полотно проникнуто одухотворенностью.

В одном из верхних углов холста художник изображает небольшую фигурку музы, держащую лиру, являющуюся символом поэзии и которая была дорисована также по просьбе Дельвига. Поэт и его вдохновение – это неразделимо, а муза, довольно часто упоминаемая Пушкиным в стихах, его верная спутница. Глубокая сосредоточенность, чуть тронутая оттенком скорби, раскрывает натуру Пушкина в состоянии некоего поэтического равновесия. То же равновесие есть в самой художественной форме портрета, где романтическое обобщение выступает в гармоничном сочетании с объективным характером модели.

Портрет А.С. Пушкина, выполненный Кипренским, современники признавали лучшим. Поэт с большой теплотой отозвался об этой работе. Знакомые и друзья поэта отмечали, что когда Пушкин говорил о портрете, и эта работа взволновала его до глубины души, он мгновенно становился другим и даже будто терял в лице свои африканские черты. Конечно перед его обаянием никто из современников не мог устоять.

Как известно портрет Пушкина был еще написан и художником Тропининым, искусствовед Сидоров А. А. обозначил эти оба произведения достойными внимания. Также он высказал свои определенные суждения о этих портретах.

Сейчас мы представляем себе гения мировой литературы по его портретам. И Кипренский, безусловно, сумел, имея необыкновенный талант живописца, наиболее полно раскрыть внутренний мир поэта.

«Портрет А.С. Пушкина», созданный в 1828 г. является одним из шедевров Государственной Третьяковской галереи в Москве.