Картина Венецианова «Гумно». 1821 г.

 

Тему крестьянской жизни, характерную для начала XIX века, наиболее полно развил в своем творчестве известный русский живописец Алексей Гаврилович Венецианов. В произведениях художника сюжеты из сельской жизни получили широкое признание общества. Его небольшие полотна воспринимались современниками как утверждение народной темы.

Среди работ живописца выделяется известная картина Венецианова «Гумно», созданная в 1821 году. Главные качества художника-жанриста впоследствии будут раскрыты в его других произведениях «На пашне», «Жатва» в них он непосредственно передает реальный облик крестьянина, разрабатывая сюжетную жанровую картину. Но в картине с Гумном художника не слишком занимают образы крестьян. Экспериментальный характер работы обращал его внимание более на расположение их фигур в пространстве гумна, на характерные атрибуты их труда, на то, как располагается в пределах гумна запряженная белая лошадка и так далее.

С прямолинейной последовательностью передает художник простейший мотив той новой действительности, к которой он обратился. На полотне представлена «внутренность» деревенского гумна, где с большим вниманием переданы четкие плоскости уходящих в глубину бревенчатых стен, прослежены эффекты освещения в полутемном сарае с несколькими дверями, где чередующиеся полосы света и тени позволяют определить глубину пространства.

По словам самого Венецианова, к написанию этой картины его побудило полотно французского художника Франсуа Мариуса Гране «Внутренний вид капуцинского монастыря в Риме», которое он увидел в Эрмитаже. Алексей Гаврилович загорается мечтой нарисовать лучше, передать пространство при дневном освещении, не применяя эффект яркого света. «Гумно» - это еще один уверенный шаг живописца в его творчестве.

«Гумно» – это поэзия деревенской страды - обмолота зерна. Художник изображает постройку, освещенную светом, струящимся из распахнутых настежь дверей. Зритель непроизвольно перемещает взгляд от фигур, находящихся на первом плане вглубь. Этому помогает изображение бревен, которое создает впечатление, что полотно не прямоугольное, а напоминает пирамиду. Венецианов все отрезки расстояния отмечает, рисуя какие-то предметы этого интерьера: метлы и граблей на переднем плане, небольшой горки намолоченного зерна, белой лошадки, запряженной в телегу и так далее. Автор верен натуре, тщательно и скрупулезно присматриваясь ко всем ее проявлениям.

Деревенские жители явно позируют Венецианову. Они специально принарядились: крестьянки надели нарядные сарафаны, белые кофты, мужики в чистых армяках. Но, несмотря на позирование, фигуры на картине сохранили правдоподобие. В обычных предметах деревенского быта автор находит необыкновенную красоту. Он с большой симпатией передает не только образы крестьян, но и пространство гумна. Переходы от светлых участков дощатого пола к более темным, попадающим в тень плавные.

Сегодня картина Венецианова «Гумно» экспонируется в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга и привлекает большое внимание посетителей самого разного возраста. Размер полотна 66,5 на 80,5 см, масло, холст